МЕДИАЦИЯ. РЕШЕНИЕ СПОРОВ. ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН.

1. Конфликт

semrightКонфликт - сложное социальное и психологическое явление. Субъектом конфликтного взаимодействия могут стать люди, либо группы людей. (Анцупов А. Я., Шипилов А. И., 2002). Центральным объектом конфликтологии сегодня являются социальные конфликты, а их ядром межличностные.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:• В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.• В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.• Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным "полигоном" проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей.• Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.• Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо другими отношениями.

Групповые конфликты (А. Г. Здравомыслов, 1996; Е. И. Степанов, 2006) представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. При этом, несмотря на то что личностные аспекты мотивации частично остаются, групповые выходят на первое место и приобретают доминирующее значение. Исходя из сказанного, выделяется два основных типа групповых конфликтов: конфликт "личность - группа" и конфликт "группа - группа". Оба этих типа тесно связаны между собой.

Сущность конфликтов выражается не только в возникновении противоречий и столкновении интересов, сколько в способе их разрешения и противодействии друг другу (Анцупов, Шипилов, 2002).Таким образом, социальный конфликт - процесс столкновения и противоборства индивидов или групп, характеризующийся взаимным нанесением ущерба с целью защиты реальных и/или вымышленных интересов".Конфликт следует различать с конфликтной ситуацией. Содержание определения конфликтной ситуации в литературе окончательно не определенно и запутано. Одни авторы считают ее предконфликтной. Другие определяют ее как часть конфликта. Третьи совмещают ее с конфликтом. Она входит в конфликт как элементарная единица. Конфликтная ситуация - это фрагмент конфликта, рассматриваемый с момента предъявления угроз сторонами до завершения эскалации.

Конфликтная ситуация - это составная часть конфликта, определяющая наличие кризиса отношений. Она возникает в результате выяснения или определения отношений сторонами и реализуется через действие и/или противодей-ствие сторон во время развития конфликта.

Ее главными характеристиками являются:• кризисность (сочетание определенных условий и обстоятельств, создающих сложное обостренное состояние в определенный период времени);• высокий уровень эмоциональности;• искаженность восприятия сторонами и участниками конфликта.

Конфликтная ситуация - это сложившееся положение на момент ее рассмотрения/ выделения из конфликтного процесса; точка на линии конфликта или отрезок, сопровождающий время обострения. Таким образом, кризисных ситуаций в конфликте может быть несколько и даже много. Совокупность точек и отрезков в виде кризисных ситуаций могут создавать конфликтологический континуум - среду, позволяющую изменять отношения участников и состояние конфликта, т. е. переход от одной стадии к другой. Конфликтные ситуации характерны для последней фазы предконфликта, стадий инцидента, конфликта и эскалации.

1. Виды конфликтов

Существуют самые разнообразные классификации конфликтов. Любая логически корректная классификация разбивает все конфликты на классы по какому-либо определенному признаку—основанию классификации. Таким основанием может быть количество участников, содержание, длительность конфликта, формы протекания, способы разрешения. Различные типы конфликтов связаны между собой. (Кармин, 1999). В практике социальных конфликтов важны классификации по результатам разрешения и по количеству участников.

Во-первых, конфликты можно разделить на деструктивные и конструктивные. Конфликты, приводящие к разрушению, называются деструктивными. Конфликты, в результате которых произошло улучшение, называется конструктивным. Любые по-зитивные, значимые изменения, развитие происходят через конфликт. В этом состоит единство его противоречий: эволюция/ развитие через столкновение/ борьбу.Социальные конфликты (рассматриваемые в данном пособии), классифицируемые по количеству участников, делятся на две большие группы: межличностные и групповые.

Такое разделение социальных конфликтов является базовым, от которых идут различные их модификации: группа-личность, группа-группа. Размер и состав групп может быть разным по мере усложнения конфликта: внутрикорпоративная группа, группа жителей, политическое объединение, этнос, нация и т. п.

2. Структура конфликта

Конфликт - сложное явление, он имеет свою структуру. Под структурой конфликта понимается совокупность его элементов, их устройство и порядок расположения. Но поскольку конфликт - это еще и процесс, то структура конфликта, в силу его особенностей постоянно меняется. Конфликт как процесс задает продолжительность, а значит его начало и завершение. Завершение конфликта возможно в виде разрешения и тогда конфликт прекращается ("умирает"). Или он затухает, чтобы через какое-то время, когда стороны накопят ресурсы, разгореться с новой силой.

Особенностью структуры конфликта является то, что он имеет двойственную основу. С одной стороны, структуру представляют люди, организовавшие или вовлеченные в конфликт. С другой стороны, важно то, из-за чего люди вступают в конфликт: предмет конфликта, конфликтные интересы и то, как они под держивают противоборство: конфликтные позиции (взыскания, требования, ультиматумы). Участники, их ресурсы, предмет конфликта, интересы, конфликтологические позиции формируют внутреннюю среду конфликта (рис. 2). Большое значение на конфликт может оказывать внешняя среда, которая либо "входит" в конфликт, расширяя ресурсы его участников, либо остается для них потенциальным ресурсом. Причем, ресурс внешней среды всегда больше внутренней среды конфликта. И внутренняя, и внешняя среда динамичны, и находятся в постоянном взаимодействии и связи, оказывая влияние друг на друга. Границы между ними существуют, но они условны в силу их изменчивости. К тому же одни и те же участники могут входить и в другие конфликты. В этом случае можно говорить о конфликтологическом континиуме. В практике важно знать, уметь различать и использовать элементы структуры конфликта в различных конфзиктологических технологиях:• участников конфликта;• предмет конфликта и зону разногласий;• интересы и потребности;• конфликтные позиции;• внутреннюю среду.

Из перечисленных пяти составляющих структуру, четыре являются объективными. Они могут быть зафиксированы и открыто проявляются в поле конфликта: участники, предмет конфликта, конфликтные позиции. Интересы и потребности являются основанием личностных устремлений участников конфликта. Они всегда скрыты от окружающих.

3.1. Участники конфликта

Основными действующими субъектами в конфликте являются люди. Степень их участия может быть различной: от непосредственного противоборства до опосредованного участия.Участник конфликта - субъект или субъекты, вовлеченный/е в конфликт.

Главные участники любого социального конфликта называются сторонами. Они могут выступать как отдельные индивиды или группы.

3.1.1. Стороны

Основные зачинщики конфликта - конфликта стороны. Стороны могут состоять из (конфликтанты) индивидов и групп. В конфликте сторон может быть две и больше. Ко-личество сторон в результате динамики конфликта может меняться, может происходить и замена индивидов, первоначально являющихся сторонами. Часто это происходит на стадии эскалации конфликта или на переходе его в более высокий ранг (см. ниже): за счет расширения и сокращения участников, за счет характера групповых процессов и за счет ресурсов внешней среды. Интенсивность и характер конфликтного взаимодействия сторон зависят от личностных качеств участников, характера и условий внешней среды, культурных и национальных особенностей, привлечения и использования инструментария по его разрешению. До инцидента стороны называются конфликтантами.Стороны конфликта - индивиды или группы, непосредственные носители основного противоречия в конфликте, противодействующие и наносящие ущерб друг другу.

3.1.3. Другие участники конфликта.

Все, кто вовлекается в образовавшийся конфликт, являются его участниками. Они группируются вокруг сторон и вносят в конфликт свою лепту.Группирующиеся вокруг сторон участники конфликта называются сторонниками.Сторонники делятся на активных и пассивных.

Активный сторонник - субъект, своими прямыми действиями поддерживающий и развивающий динамику конфликта в пользу одной из сторон. Активными сторонниками могут быть друзья, родственники, люди, связанные со сторонами какими-либо обязательствами, коллегами по работе. Ими могут быть и руководители. Могут быть и назначенные управленцами или структурами внешней среды люди или группы. Активные сторонники могут входить и выходить из конфликта. Они могут переходить от активных, прямых действий, к пассивным. Тогда они становятся пассивными сторонниками конфликта.Пассивный сторонник конфликта - субъект, не предпринимающий активных действий и косвенно влияющий на развитие конфликта в пользу одной из сторон.

Пассивные сторонники в то же время являются и потенциально активными. Например, в практике в качестве расчетной прогнозной величины предполагается, что потенциально около 50% пассивных сторонников может стать активными. Существует разновидность пассивного сторонника, называемая "сочувствующим".

Сочувствующий - пассивный сторонник конфликта, оказывающий моральную поддержку одной из сторон конфликта.

В результате развития конфликта, в него могут вовлекаться различные люди, часто совсем непричастные ни к предмету конфликта, ни к сторонам . Они несут урон или потери от этого конфликта, при этом если пострадавшие не присоединяются ни к одной из сторон - они называются жертвами. Жертвы могут уйти от конфликта, но если выбор происходит, они становятся сторонниками или даже сторонами.Жертва - сторонний субъект, пострадавший в результате конфликта.

В конфликте среди участников могут быть субъекты, которые оказывают эпизодическое прямое участие или косвенное влияние на конфликт.Провокатор - участник конфликта, способствующий его развитию путем отрицательного воздействия на других участников, с целью реализации своих интересов.Провокаторы как и другие участники конфликта, могут выйти из него.Существуют также субъекты, планирующие конфликт и его развитие, предусматривающее различные варианты его развития - это управленцы.Управленец - субъект, определяющий и реализующий стратегию конфликта, осуществляющий контроль его развития в своих интересах.

Нередки случаи, когда управленцы "приходят" в конфликт" из внешней среды, потому что затрагиваются их интересы. Иногда управленцы проектируют и затем реализуют конфликт. Но всегда они используют конфликт для себя. Например, в бизнесе, при конфликте собственников часто возникает ситуация "прихода" управленцев, которые начинают заниматься разрешением конфликта в свою пользу. Они часто "распиливают" бизнес, наказывая "нерадивых хозяев". Или в случаях организации слияния или поглощения бизнеса именно управленцы по заказу организуют конфликты. На межличностном уровне управленцевможно проследить, например, в супружеских конфликтах. Часто в результате ссор и конфликтов супругов появляется третья сторона, которая начинает оказывать влияние на своего партнера в отношениях с целью реализации своих интересов, например, друг, любовница и т. п.

3.2. Предмет конфликта

Это структурный параметр, характеризующий содержательную сторону конфликта. Ядром конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов/целей сторон. Борьба в конфликте отражает стремление сторон разрешить противоречие в свою пользу. Но в большинстве случаев суть противоречия в конфликте не лежит на поверхности, а стороны отражают лишь его обыденное восприятие. Если противоречие не определено или его трудно определить, тогда говорят о зоне разногласия. Зона разногласий - факты или вопросы, вызвавшие разногласия. Предмет и зона разногласий на практике выявляются в виде причин конфликта (У. Линкольн, 1995). Основываясь на исследованиях американских практиков, он предложил классификацию причин конфликтов, фиксирующих зону разногласий. Классификация построена по встречаемости причин и составляет пять групп:• информация;• поведение;• отношения;• ценности;• структурные причины.

Особенностью классификации является ее практичность. Понимая доминирующие причины конфликта и их синергию, можно планировать определенные и конкретные шаги по их смягчению или нейтрализации.Информация - наиболее часто встречаемая причина возникновения конфликтов. К тому же она наиболее "чуткий" индикатор его развития. В конфликтах это первый фактор, характеризующий недоверие и враждебность. Уже на первой стадии развития конфликта, в фазе изменения поведения (см. ниже), информация начинает регулироваться, искажаться и утаиваться. Какая информация приводит к возникновению конфликта? Это та информация, которая приемлема для одной стороны/сторон и не приемлема для другой.

Наиболее часто встречающиеся проблемы с информацией, способствующие возникновению конфликта, следующие: - неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с представлением о возникновении проблемы и истории конфликта; - посторонние факты/группы фактов; - нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и оставить неприятные воспоминания; - недооценка фактов и их значения; - подозрение в умышленном сокрытии информации; - невольная дезинформация; - ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, включая спорные результаты экспертизы и вопросы, касающиеся новых неопробованных технологий, а также неточность переводов и сообщений средств массовой информации; - слухи; - вопросы количества; - вопросы качества - произвольная интерпретация использованного языка, особенно выражений типа: "по оценкам", "приблизительно", "около", "значительно", "существенно", "намеренно", "достаточно", "много", "чрезмерно", "слишком много", "приемлемость", "всеобщее согласие", "довольно честный", "достаточно точный" и т. д.; - ценность авторитетных источников.

Список можно продолжать. Если информация явилась причиной конфликта, то для конфликтолога появляется путь воздействия на конфликт, возможность работать по уменьшению или ликвидации конфликтогенного фактора.

Поведение.Поведенческие причины могут дать бесконечный список различных примеров. В отношении конфликта важно поведение, которое: - не задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен; - не угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной); - постоянно (или часто) не отвлекает нас, не вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, не подрывает самооценку; - не кажется несправедливым, беспричинным; - предсказуемо; - не безответственно; - не эксплуатирует отношения; - не насильственно и вызывает страх; - оправдывает положительные ожидания; - не эгоистично; - не нарушает обещание; - уместно, не грубо; - не является результатом конфликтов в прошлом.

Поведенческие конфликты требуют регулирования поведения: определение и обсуждение правил или норм.

Отношения.Отношения связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя и более сторонами, или его отсутствием. Отношения - всегда следствие устоявшихся форм поведения во время взаимодействия. Большое значение при конфликтных взаимодействиях имеют стереотипы, культурные и религиозные особенности, национальные архитипы. Рассматривая отношения как причину конфликта следует об-ратить внимание на следующие аспекты: - основа отношений (добровольные / принудительные); - сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);—ожидания от взаимоотношений; - ценность отношений для разных сторон; - длительность отношений; - совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения; - вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация); - баланс сил в отношениях; - различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия; - история отношений; - обещания, данные непосредственно или подразумеваемые, сдержанные, нарушенные или еще не выполненные; - уровень доверия и авторитетности; - негативный осадок от прошлых конфликтов; - ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

Отношения - устоявшиеся системы взаимодействия. Их изменение требует много усилий и достаточного времени. Во многом поведение определяет и концентрирует в себе отношения, становясь основой формирования и развития отношений. Поэтому конфликт отношений вбирает в себя поведение как причину или одну из причин.

Ценности.Это те принципы, которые мы принимаем для себя, провозглашаем для других или отвергаем; которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других. Ценности вносят в со-циальное взаимодействие чувство порядка, сознательность и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).Мы говорим об идеально-реальных ценностях, которые наполняют личность значением и смыслом и могут быть реализованными (Анцупов, Шипилов, 2002, с. 234). В своем развитии люди вырабатывают субъективные ценности. Они им следуют и практически никогда от них не отказываются. Субъективные ценности могут меняться, но происходит это не часто и, порой, довольно трудно. Поэтому невозможно навязывать человеку свои ценности. В конфликтологической практике введен запрет даже на обсуждение ценностей, потому что даже само обсуждение может рассматриваться человеком как оценка. К тому же это обсуждение происходит в особой кризисной ситуации напряжения или конфликта.

Ценности обычно описывают как: - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, опасений и нужд); - групповые системы верований и поведения (см. выше); - системы верований и поведения всего общества (см. выше); - общие нормативные ценности; - профессиональные ценности и нужды; - идеология, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям, профессиям; - религиозные, культурные, региональные, местные и политические вариации этих ценностей; - традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ними ожидания; - представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом; - терпимость в отношении иных ценностей; - восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях; - способы и методы оценки уместности, эффективности, "справедливости", практичности", "реалистичности"; - отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к "статус - кво"; - этические аспекты ситуации.

Конфликты часто возникают из-за несовпадения ценностей. Причиной служит ревизия/оценка чужих ценностей или навязывание своих. Иногда общепринятые ценности, например, христианские, не совпадают с ценностями конкретного человека в силу его особенностей, мировоззрения, ментальности. Любая попытка давления, иронии, игнорирования ценностей человека приводит к его сильным негативным эмоциям. Острота и быстрота реакции - характерны при ущемлении ценностей. Конфликты, вызываемые на этой почве - это эмоциональные и сложные конфликты. Они не могут быть решены компромиссом ценностей или их отменой (временным неиспользованием). В этом случае они являются основой структурного конфликта (см. ниже). Единственная возможность разрешения конфликта ценностей —поиск и принятие ценности более высокого уровня для сторон конфликта.

Структурные причины.Структурные причины - это относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или невозможно изменить. Своим существованием они провоцируют возникновение конфликта (Иванова, 1994). Они связаны с существованием формальной или неформальной организации социального взаимодействия и могут включать следующее: - природу и структуру законной власти; - государственные законы; - численность, земля, деньги, время, персонал и другие конечные ресурсы; - структура подотчетности; - статус; - роли и права мужчин и женщин; - возраст; - законодательство; - географическое положение,; - системы безопасности; - роль традиций; - системы правосудия (закон, поощрения/ наказания, правонадзор, равенство и доступность); - принципы/политика и образы действий; - контракты, договоры, меморандумы о взаимопонимании и обещания; - роль религии и ее ритуалы; - религиозные установления и системы получения и сдерживания обещаний, клятв, получения работы; - линии подотчетности; - системы передачи сведений; - наличие первичных и/или вторичных референтных групп; - мнения людей, имеющих тот же статус, или общественное мнение.Структурные причины невозможно или очень трудно изменить. Часто изменение требует ресурсов, не имеющихся у сторон. Поэтому определение конфликта как структурного, требует принятия объективной реальности и поиска стратегий, позволяющих эту реальность учитывать.

Выделение групп причин позволяет ориентироваться, анализировать конфликт и предпринимать практические действия, а также задает практическую типологию, которой можно пользоваться. Жизнь богаче методологических и теоретических разработок. Практика показывает, что есть доминирующие причины конфликта, но никогда не бывает одной причины. Они либо совмещены и иерархированы, либо переходят из одних в другие. К тому же, у сторон причины могут быть разными, а конфликт один. За причинами всегда стоят интересы, а за ними потребности.

3.3. Конфликтные позиции

Через свое видение путей разрешения конфликта стороны декларируют приемлемые для них условия или способы решения. У этих предложений две особенности:• Они максимально выигрышны для стороны, выдвигающей эти предложения.• Они наносят ущерб другой стороне.То, как люди формулируют свои интересы в конфликтах (требования, ультиматумы, заявления) называется позицией.Конфликтные позиции как и предмет конфликта публичны. Стороны обмениваются ими, про них знают участники и внешняя среда. В отличие от переговоров, где позиции также имеют большое значение и сходны по сути, но ориентированы на предложения по решению проблемы, конфликтные позиции наступательно агрессивные. За позицией всегда стоят интересы, а еще глубже - потребности. Исходя из этого, позиции не реша-ют проблему, а лишь способствуют ее углублению через поддержание иррационального и психологической защиты у сторон. Вне конфликта позиции могут быть жесткими или мягкими. Как правило, в конфликте подаются жесткие позиции - в ультимативной форме. В практическом смысле нужно понимать беспер спективность использования позиций. У позиций одна важная функция: они допускают стороны или конфликтологов к обсуждению ситуации и позволяют с помощью коммуникативных техник, вычленять интересы. Участники конфликта довольно легко меняют свои позиции, если новые способствуют реализации их интересов. Поэтому в содержательном смысле, работа с позициями определяет стратегию работы с конфликтом.

Часто, в конфликтах ресурсы рассматриваются как интересы. В российской культуре разделение позиций и интересов - самая трудная практическая задача. Особое внимание следует обращать на ресурсы. Участникам конфликта кажется, что в предметном плане обладания ими или стремлением к их обретению, они реализуют свои интересы. На самом деле ресурсы (материальные или духовные) выступают как средства достижения потребностей - позиции (Степанов, 2006, с. 67). В отличие от ресурсов статус является условием для реализации интересов - потребностей. Выступая объектом борьбы, статус обеспечивает определенные потребности участникам конфликта. Поэтому и ресурсы и статус в конфликте являются средствами, а не целью. Участники конфликта часто не осознают этого. Отсюда ложные цели и непонимание своих интересов. Конфликтолог-посредник должен уметь вычленять позиции и отличать их от интересов. Основная его задача в конфликте - преобразование позиций с сохранением интересов. Без этого работа с конфликтом малоэффективна.

3.2. Интересы и потребности

Интересы—глубинная и основная структурная составляющая конфликта. Они составляют основу содержательной работы практика. Вся его диагностическая работа направлена на их распознавание.Интересы можно определить как:потребности, принципы, ценности или системы убеждений, которые нужно удовлетворить в конфликте. Интересы отражают суть личности и не могут быть предметом обсуждения или переговоров.

Интересы представляют единое целое. Они мотивируют поведение людей, которое направлено на удовлетворение основных психологических потребностей. Интересы используются для характеристики потребностей и формирования притязаний сторон. Таким образом, потребности - более глубокие основания для людей.

Стороны и другие участники могут не осознавать свои интересы или могут приписывать себе нереальные интересы. Например, это происходит в сильно травмирующих ситуациях, когда травма настолько сильна, что у людей срабатывает психологическая защита против происходящего. Интересы могут быть плохо выражены, трудноуловимы, непоследовательны (Мокшанцев, 2002). Иногда в конфликте у стороны может быть затронуто несколько интересов. Участники конфликтов стараются не показывать свои интересы, рассматривая их разглашение, публикацию, как нанесение себе большого урона. Разрешение конфликта единственно возможно только потому, что истинные интересы дают возможность конструирования новых позиций сторон. О работе конфликта-медиатора, в этом случае, можно сказать, что он занимается реинжинерингом позиций сторон.В конфликтах часто говорят о целях участников, то есть о том, к чему они стремятся.

Цели - это мотивированно осознанные интересы сторон.Перед тем, как интересы одной стороны сталкиваются с интересами другой, они должны перейти в притязания, т. е. превратиться в стремление достичь или превозмочь чего-либо. Осознание своих притязаний приводит к формированию цели. Цель - это мотивированно осознанный результат, формирующийся на истинных или мнимых интересах сторон. Цели всегда конкретны. Иногда люди формируют в конфликте ложные цели, путая их со средствами и способами достижения (позициями).

В связи с психологическими и социальными особенностями жизни людей уровень притязаний все время растет: люди "приватизируют" каждый освоенный ими социальный уровень. В быту говорят: "Люди живут от достигнутого". Конфликт также начинается тогда, когда люди считают, что притязания других не совместимы с их собственными и представляют затруднение или опасность.Таким образом, на содержательном уровне движение к конфликту идет через переживание ущемления потребности, осознания индивидом этого ущемления. Затем к появлению цели через формирование притязаний.Потребность - интерес - притязание - цель - действие.

В теории конфликта много говорится об интересах, особенно в зарубежных исследованиях. Подчеркивается противоречивость интересов у сторон. Интерес же, большей частью, выпадает из российского анализа, хотя он в нем присутствует. Практика опирается на интерес, как мотивацию личностных устремлений. Из практики приходит много случаев, когда интересы сторон совпадают или взаимодополняемы. Потребности. Одно из самых глубинных понятий в структуре конфликта - это потребность. Потребности определяют жизнь человека и в значительной степени определяют его поведение. С них начинается личностное движение к позиции (см. выше). Как уже говорилось, потребности более глубинная основа, мотивирующая поведение человека. Существует большое количество классификаций потребностей. Наиболее применима в практике классификация Абрахама Маслоу (рис. 3). Психологические потребности человека по этой системе можно разделить на биологические, промежуточные и социальные. К биологическим он относит потребности, которые обеспечивают безопасность и сохранение жизни человека: потребность в воде, пище, тепле, кислороде. К промежуточным относятся потребности в безопасности, в сенсорных впечатлениях, в двигательной активности, т. е. те, что в основном задействуют подсознание. Специфику личности человека характеризуют социальные потребности: потребность в принадлежности, уважении, в самореализации и познании, эстетическая потребность.- Актуальность использования человеком своих потребностей различна. Мотивы личности обусловлены как устойчивыми особенностями личности (базовыми потребностями), так и зависят от содержания конкретных ситуаций (актуальные потребности).

Удовлетворение базовых потребностей является условием эмоционального благополучия человека.Их неудовлетворение или ожидание неудовлетворения приводит к состоянию повышенной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению. Актуальные потребности возникают под влиянием внешних обстоятельств. Они определяют, чем озабочен человек в данный момент.Знание теории потребностей позволяет выявить притязания обеих сторон. С его помощью можно найти вариант реализации потребностей, найти альтернативный подход, модифицировать действия другой стороны.1. Физиологические потребности - вода, пища, тепло, кров, секс, сон, здоровье и чистота.2. Потребности в безопасности - безопасность, стабильность, экономические ресурсы, закон, ограничения, свобода от страха, беспокойства и хаоса.3. Потребность в принадлежности и любви - партнер, семья, друзья, соседи, принадлежность к группе, стране, интимность.4. Потребность в уважении - самоуважение самооценка, сила, уважение других, достижения, независимость, репутация, престиж, влияние, внимание.5. Потребность в самореализации - реализация своих талантов и способностей.6. Познавательные потребности - любопытство, знание, понимание.7. Эстетические потребности - красота, порядок, симметрия, структура.Практическое значение потребностей велико. При неосознанном интересе участника конфликта приходится обращаться к его потребностям и помогать ему осознать его интересы и выстраивать новые не конфликтные позиции.

3.4. Внутренняя среда конфликта

Конфликт - сложная система. Участники, их ресурсы, предмет конфликта, интересы, конфликтологические позиции формируют внутреннюю среду конфликта (рис. 2). Внутренняя среда конфликта динамична: она постоянно меняется. Расширяясь, она усиливает конфликт, способствует переходу его с одного уровня на другой, более сложный. В этом случае можно говорить о размере конфликта. Размер конфликта зависит от размера его внутренней среды. Чем она крупнее, тем сложнее конфликт и больше его внутренняя среда. В практике внутренняя среда используется в прогнозировании развития конфликта, но обязательно в сравнении с внешней средой.Вокруг конфликта всегда существует внешняя среда. Она может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.Внешняя среда состоит из различных структур и ресурсов. У практиков существует правило:

Для вас работают медиаторы:

Шибанова Татьяна Борисовна

+7 (921) 201-79-00

Туманова Юлия Николаевна

+7 (911) 623-43-40

Адрес для корреспонденции: Великий Новгород, Великая ул., дом 1

tashibanova@yandex.ru y.tumanova@klevercentr53.ru

Реквизиты центра:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЦЕНТР ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» (АНО «ЦЭППРК»)

ОГРН 1115300000496

ИНН 5310980013

КПП 531001001

Р/С 40703810401000001251 в ОАО УКБ «Новобанк» г.Великий Новгород

БИК 044959746

К/С 30101810900000000746

Юридический адрес: 173526, Новгородская обл., Новгородский р-н, Панковка рп, Промышленная ул., дом 13а.