МЕДИАЦИЯ. РЕШЕНИЕ СПОРОВ. ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН.

socialСоциальные права граждан представляют собой совокупность конституционных прав человека, которые позволяют ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. К основным социальным правам человека относится право на социальное обеспечение. Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества.

Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

В законодательстве Российской Федерации нет сформулированных понятий социальной защиты населения и социального обеспечения. В связи с этим в самом начале представляется целесообразным определить содержание этих понятий, что позволит в дальнейшем более четко представить социальное обеспечение как систему, в том числе систему осуществляющих его органов. Задачу осложняет отсутствие какого-либо общего нормативного правового акта, в котором была бы закреплена вся государственная система социального обеспечения, а также система органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан.

Социальное обеспечение - это многоуровневое системное образование. Учитывая выполнение им в обществе не одной, а ряда функций, можно считать его и многофункциональным системным образованием. Следовательно, структурный анализ данной системы любого уровня не может быть однозначным, поскольку в его основу могут быть положены различные критерии. Так, в литературе в качестве одного из критериев структурного анализа выделяются общественные отношения, что позволяет рассматривать социальное обеспечение через призму системы таких отношений, к которым отнесены экономические, социальные, политические и правовые отношения. Кроме того, система социального обеспечения определяется как система «взаимосвязанных и взаимодействующих денежных фондов, субъектов обеспечения, органов и учреждений, видов обеспечения и правовых актов.

В России в настоящее время практически заново сформировалось система социальной защиты в связи с экономическим и социально-политическим реформированием. Основные направления, закрепленные Конституцией Российской Федерации в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему материального обеспечения наемных работников, самостоятельно обеспечивающих себя трудом граждан (индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию, а также иных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособиями, в том числе по охране их здоровья, за счет бюджетов специально созданных фондов социального страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, единого социального налога страхователей - работодателей, индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета - это система материального обеспечения и социального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию (служащих систем государственной службы, военной службы, правоохранительной службы), а также всего населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

В действующем законодательстве Российской Федерации понятие «социальная защита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня и качества жизни. основные права в сфере социальной зашиты закреплены в ст. 18 Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование социальной защиты (поддержки) населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Нормативные правовые акты в этой сфере имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К такого рода правовым актам относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Особую роль в современных российских условиях приобретает социальная защита (поддержка) наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности, доля которого по данным Российского комитета статистики, составляет около 25-3о% всего населения, причем наибольшую долю их составляют пенсионеры и многодетные семьи. Появилась и новая группа бедности, куда входят слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу никогда ранее не входили в «нижний» слой общества.

Сегодня государство старается четко определить статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали адресными. Это касается в первую очередь пособий на детей и дотаций на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Общепризнано, что программа преодоления бедности должна осуществляться в комплексе с программами долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно-денежной системы, занятости и создания рабочих мест. Это часть социальной политики государства.

Социальные стандарты - совокупность требований, которые общество предъявляет к уровню и качеству жизни, определяемым состоянием экономики и различающимся в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Эти требования учитываются государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и при решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов, имеющих обязательный или рекомендательный характер. Во всех случаях государство устанавливает правила их применения.

Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минимальных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты.

Круг таких стандартов ограничивается наиболее важными видами выплат населению, а также услуг учреждений и организаций социальной сферы, финансируемыми за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.

Систему минимальных социальных стандартов составляют:
 в области доходов - прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет;
 в области заработной платы - государственный минимум заработной платы и минимальная ставка 1-го разряда тарифной системы по оплате труда, районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате;
 в области социальных выплат - минимальный размер пенсии, стипендии, пособия, нормы социального обслуживания, нормы социального страхования;
 в области социальных услуг - количественные показатели, на которые рекомендуется ориентироваться при определении перспектив развития каждой из сфер обслуживания населения (образование, здравоохранение, культура, жилищно - коммунальное обслуживание);
 в области социального обслуживания — обеспеченность населения услугами центров содержания престарелых и инвалидов центров социальной помощи семье и детям, инвалидам, детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей.

При разработке минимальных социальных стандартов необходимо определять количественные параметры по основным показателям, характеризующим удовлетворение основных социальных потребностей разных категорий граждан.

Социальную помощь и защиту регулируют следующие законы:
 Федеральный закон от 17.о7. 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [9]
 Федеральный закон от 1о.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[1о];
 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[7].

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:
 граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
 инвалиды Великой отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
 инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
 граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
 безработные;
 вынужденные беженцы и переселенцы;
 дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
 дети с девиантным поведением;
 малообеспеченные семьи;
 многодетные семьи;
 одинокие матери;
 граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
 лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. они включают социальную помощь и социальную поддержку.
Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.
Защита прав граждан в сфере социального обеспечения с помощью внесудебного порядка разрешения споров граждан включает непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения составляют как нормативные правовые акты общего назначения, так и акты специального назначения.

Основной задачей органов, создаваемых для первичного разрешения спорных вопросов социального обеспечения, является защита прав граждан в рамках тех органов, учреждений и организаций, куда они обратились за предоставлением обеспечения. Как правило, речь идет о случаях, когда гражданин обращается за обеспечением к руководителю органа или организации, где он осуществляет трудовую деятельность или проходит военную или правоохранительную службу (непосредственная форма защиты). Наиболее распространенным органом общественной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения, имеющим оформленный правовой статус, является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию.

В системе социальной защиты населения спорные вопросы и жалобы рассматриваются органами социальной защиты населения Российской Федерации и субъектов, а также Министерством здравоохранения России и другими ведомствами.

Эта работа осуществляется на основании актов как федерального, так и областного уровня. К актам областного уровня следует отнести Регламент Министерства социальной защиты населения Новгородской области, от 3о апреля 2о1о г. № 196 (далее - Регламент от 3о апреля 2о1о г.). В Регламенте от 3о апреля 2о1о г. порядку работы с обращениями граждан посвящена гл. 8 «Порядок работы с обращениями граждан» (п. 11о-128). Вопросы обжалования действий (бездействия) должностных лиц изложены в гл. 5 Административного регламента от 14 декабря 2оо9 г. «Порядок и условия обжалования действий (бездействия) должностных лиц».
Спорные вопросы пенсионного обеспечения в системе прокуратуры РФ разрешаются Комиссией Генеральной прокуратуры. В системе ФСИН России споры по вопросам социального обеспечения рассматриваются различными органами. Споры по исчислению выслуги лет в порядке обжалования рассматривает Центральная аттестационная комиссия, по исчислению денежного довольствия - Финансово-экономическое управление ФСИН, а иные споры - также Финансово-экономическое управление.

Согласно ст. 1о Федерального закона от 17 января 1992 г. № 22о2-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов

Споры в сфере социального обеспечения, рассматриваемые судами общей юрисдикции, представляют собой достаточно широкий спектр разногласий по порядку назначения, получения и предоставления отдельных видов социального обеспечения, а также установления и подтверждения фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Понятие – «спор» – указывает на его разрешение в рамках искового производства.

Среди особенностей рассмотрения социального спора судами общей юрисдикции следует выделить: субъектный состав участников спорного процессуального отношения; подведомственность социального спора; подсудность социального спора; определение размера государственной пошлины; ретроспективное действие нормативных правовых актов при разрешении спора.

При этом в них представлены различные точки зрения на понятие «защита права гражданина».

Защиту права можно охарактеризовать как государственно-принудительную деятельность, направленную на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности.

Приведенное определение защиты права взаимосвязано с понятием юридической ответственности, основным элементом которой также является использование государственно-принудительного механизма со стороны государства для восстановления нарушенного права, хотя, на первый взгляд, их определения не дают оснований для такого утверждения.

При юридической ответственности из правонарушения возникает правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.
Понятие «социальная защита» - довольно широкое понятие, что вытекает уже из ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии которой в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Защита права, в том числе права на социальное обеспечение, представляет собой один из вариантов реализации права в весьма специфичной форме. Защита осуществляется посредством правомерной деятельности компетентных органов, прежде всего государственных, или управомоченных лиц (представитель профсоюза), направленной на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к его осуществлению. Формы и способы защиты устанавливаются отраслевым законодательством (например, Гражданским, Жилищным, Трудовым кодексами Российской Федерации).

Способ определен как действия или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Как видно, четких признаков отделения формы от способа в русском языке нет. Более того, понятие «форма» раскрывается с использованием слова «способ». очевидно одно: употребляя слово «способ», мы всегда имеем в виду Что же касается форм защиты прав, то общепринятым является их деление на юрисдикционную и неюрисдикционную.

Возможна ли самозащита в праве социального обеспечения?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим данное понятие. Самозащита права (в широком смысле) - это любые действия лица, обладающего субъективным правом, связанные с защитой данного права от нарушения. Самозащита как способ действия заинтересованного лица заимствована из гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 14 ГК РФ она возможна при следующих условиях:
 лицо, само защищающее свое право, должно являться бесспорным его обладателем;
 данный способ защиты должен быть соразмерен нарушению;
 самозащита не может выходить за пределы действий, необходимых для ее применения.

В трудовом праве, которое во многом связано с правом социального обеспечения, есть лишь один вид самозащиты - отказ от выполнения трудовых обязанностей. Условия ее применения - письменное извещение работодателя

Даже если согласиться с этим мнением, то следует сказать: к субъективному праву гражданина на социальное обеспечение подобная самозащита отношения не имеет, речь идет о добросовестном выполнении уполномоченным на осуществление выплаты или услуги органом (в большинстве случаев - государственным органом) своей обязанности, корреспондирующей с правом гражданина.
Она выделяет индивидуальную форму защиты интересов и характерным способом такой защиты называет самозащиту, указывая, что она особенно широко проявляется в пенсионном обеспечении, если учесть, что именно она инициирует практически все существующие варианты защиты законных интересов.

Негосударсвтенная форма защиты не имеет четких процедурных форм и может быть осуществлена путем переговоров или обращений общественной организации в государственные органы, принимающие решения с целью защитить права и интересы граждан. Во всех тех случаях, когда обращение гражданина в государственные или общественные органы (организации) инициирует (приводит в действие) правовой механизм защиты прав российских граждан, что бывает довольно часто, есть основание говорить о совокупном (смешанном) применении юрисдикционной и неюрисдикционной форм защиты прав.

 

Пример: Дело № 2-Я-416/2о17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2о17 г. с. Янтиково
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Николаева Г.А.,

с участием представителя ответчика – администрации Янтиковского района Чувашской Республики Ш.,


при секретаре судебного заседания Михайловой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова Р.А. к администрации Янтиковского района Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,


у с т а н о в и л:


Денисов Р.А., дата г.р., обратился в суд с настоящим исковым заявлением по тем основаниям, что он является круглой сиротой: отца нет, мать – В. умерла дата. При жизни матери истец проживал с ней вместе с дедушкой в старом бревенчатом доме под №, дата постройки, расположенном по адресу: адрес, позже дата ими был построен пристрой к дому.

До назначения опекунства после смерти матери истец находился на иждивении дедушки – Н., дата рождения.

Согласно Постановлению № от дата, вынесенного Администрацией Янтиковского района, над истцом была установлена опека и опекуном назначена данные изъяты – Б., на ее же имя было выдано удостоверение опекуна (попечителя).

С дата согласно вышеуказанному Постановлению Денисову Р.А. были назначены выплаты денежных средств как на детей, находящихся под опекой (попечительством), руководствуясь утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.о8.1999 №199.

С дата на основании ходатайства отдела образования данные изъяты Денисов Р.А. был зачислен вне конкурса в данные изъяты колледж для очного обучения на факультет данные изъяты как сирота согласно предоставленным по законадательству Российской Федерации и Чувашской Республики по охране прав детства (Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от о4.12.1996, ст.6). За период обучения в данные изъяты колледже с дата по дата ему производятся выплаты стипендии как сироте.

В соответствии с Федеральным Законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» Денисов Р.А. отнесен к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от дата по делу № признаны незаконными акт обследования помещения № от дата и заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: адрес пригодным для постоянного проживания № от дата, вынесенное администрацией Янтиковского сельского поселения Янтиковского района. В связи с тем, что дом, в котором проживал истец, признан непригодным для проживания и до дата истец был поставлен на учет и включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма, и осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

С дата и до настоящего времени, более 5 лет, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права, в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот. Право на обеспечение жилым помещением в порядке, действовавшем до о1 января 2о13 года, сохраняется за истцом, поставленным на учет в сентябре 2о12 года до фактического его обеспечения жилым помещением.

На основании вышеизложенного, истец в своем уточненном исковом заявлении истец просил обязать администрацию Янтиковского района Чувашской Республики предоставить ему благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Истец Денисов Р.А. в судебное заседание не явился. В своей телефонограмме просил рассмотреть данное гражданское дело без его участия. Указав о том, что он свои исковые требования признает в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Янтиковского района ЧР Ш. исковые требования истца в части предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления признал. А в части требований о предоставлении жилого помещения вне очереди не признал. При этом указал, что внеочередное предоставление жилого помещения Денисову Р.А. повлечет за собой нарушение жилищных прав детей-сирот, включенных в список ранее.

Привлеченные судом в качестве третьих лиц Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяства Чувашской Республики, своих представителей на судебное заседание не направили. Но они предоставили свои отзывы на исковое заявление. При этом заместитель министра финансов ЧР сообщил о том, что вопрос об удовлетворении иска оставляют на усмотрение суда и просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства финансов Чувашской Республики.

Представитель Минстроя Чувашии по доверенности от дата № С. в своем сообщении просил рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. Он в своем сообщении указал, что обеспечение Денисова Р.А. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений возможно в порядке очередности, установленным списком, в пределах лимита бюджетных средств, выделенных на эти цели законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий, т.к. внеочередное предоставление жилого помещения Денисову Р.А. повлечет за собой нарушение жилищных прав детей-сирот, включенных в список ранее.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз.З ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законом отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с указанным выше законом Денисов Р.А. отнесен к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из материалов дела видно, что Денисов Р.А. является круглым сиротой: отца нет; мать – В. умерла дата. В настоящее время Денисову Р.А. исполнилось 22 года.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

В силу ч.1 ст. 1о9.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 23. 1 Закона Чувашской Республики от 17.1о.2оо5 № 42 «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями в редакции от о5.о6.2о13 г.) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Согласно ч. 7 ст. 23.1 указанного Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в границах муниципального района или городского округа, органы местного самоуправления которых включили указанных лиц в список.

Из ч. 12 ст. 23.1 Закона ЧР следует, что полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В силу части 2. ст. 14.7 Закона Чувашской Республики от 3о.11.2оо6 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на реализацию государственных полномочий Чувашской Республики, передаваемых в соответствии с пунктом 1о части 1 статьи 1 настоящего Закона, между бюджетами муниципальных районов и городских округов осуществляется пропорционально количеству граждан, имеющих право на получение специализированных жилых помещений, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера этих средств, в размере 33 квадратных метров в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2оо9 № 12о3, и объема средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Судом установлено, что по с дата Денисов Р.А. состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, под номером данные изъяты

Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от дата по делу № было постановлено: признать акт обследования помещения № от дата и заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу; адрес, пригодным для постоянного проживания незаконными.

Несмотря на то, что у Денисова Р.А. возникли реальные основания для предоставления ему жилого помещения, администрацией Янтиковского района не приняты меры к обеспечению его жилым помещением, тем самым нарушены его жилищные права со стороны органа местного самоуправления.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности с учетом изложенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части предоставления Денисову Р.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления. А в части требований о предоставлении жилого помещения вне очереди не подлежит удовлетворению. Поскольку внеочередное предоставление жилого помещения Денисову Р.А. повлечет за собой нарушение жилищных прав детей-сирот, включенных в список ранее.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд решил:

Возложить на администрацию Янтиковского района Чувашской Республики обязанность предоставить Денисову Р.А., дата г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.
В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы через Урмарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья Николаев Г.А.

Для вас работают медиаторы:

Шибанова Татьяна Борисовна

+7 (921) 201-79-00

Туманова Юлия Николаевна

+7 (911) 623-43-40

Адрес для корреспонденции: Великий Новгород, Великая ул., дом 1

tashibanova@yandex.ru y.tumanova@klevercentr53.ru

Реквизиты центра:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЦЕНТР ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» (АНО «ЦЭППРК»)

ОГРН 1115300000496

ИНН 5310980013

КПП 531001001

Р/С 40703810401000001251 в ОАО УКБ «Новобанк» г.Великий Новгород

БИК 044959746

К/С 30101810900000000746

Юридический адрес: 173526, Новгородская обл., Новгородский р-н, Панковка рп, Промышленная ул., дом 13а.