МЕДИАЦИЯ. РЕШЕНИЕ СПОРОВ. ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН.

picmet2Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного

научиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу

Пояснительная записка


Актуальность. В последние годы в России получило широкое распространение понятие «толерантность». В современном обществе данная категория имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка процесса патриотического воспитания, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур.

Особую значимость формирование установок толерантного сознания приобретает сегодня в Российском государстве, в силу его полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения. Его конституционным основанием является единая Российская нация, соединившая в себе разнообразие более 160 этносов. В Российской Федерации представлены конфессии всех традиционных религий. Костромская область– это исконно многонациональный край, на территории которого проживают представители более 100 национальностей, с разным вероисповеданием, традициями, обычаями. Для того чтобы оставаться регионом стабильности нам важно воспитывать в себе терпимость к иному образу жизни.

Общественно-культурная целостность народа во многом обусловлена ролью системы образования как социального института общества. Общество задает цели и определяет содержание процесса образования и воспитания как в русле социализации личности – через углубление ее профессиональной компетентности, так и в направлении развития общекультурной компетенции – через приобщение личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления, деятельности и общения. Общекультурное содержание образования должно включать в себя те знания, которые относятся к социально значимому опыту, необходимому для обеспечения жизни граждан данного общества, в частности к опыту толерантности. И в этом аспекте российская образовательная политика отражает общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития.

В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО провозглашено: «Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других». В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости: воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов.

В документах Министерства образования РФ, и федеральных, и региональных, необходимость воспитания установок толерантного сознания у молодежи «звучит» достаточно устойчиво. Так, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики в сфере образования называется «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры…». Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. настаивает на том, что система образования призвана обеспечить формирование у детей и молодежи культуры межэтнических отношений.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива. Вместе с тем, возможности системы образования, как ресурса формирования толерантности у детей и подростков, на практике используются с чрезвычайно низкой эффективностью и требуют активизации сил. Связано это с тем, что современные социологические исследования по выявлению уровня толерантности, как общероссийские, так и региональные, констатируют преимущественно невысокий уровень толерантности молодежи, при сохранении достаточно высокого процента совершения правонарушений молодыми людьми на национальной или иной почве. Симптомы нетерпимости наблюдаются как в обществе, так и в образовательных организациях. В этих условиях образовательная организация является тем пространством, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения.

Концептуальной идеей методической разработки является усиление роли системы образования как одного из основных социальных институтов в формировании и развитии в регионе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, уважения к ценностям иных культур, конфессий и мировоззрений. Методические рекомендации разработаны для привлечения внимания обучающихся и педагогов к проблеме толерантности.

Материалы предназначены для заместителей руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, классных руководителей, преподавателей и учителей общественных дисциплин, социальных педагогов.

Цель проведения Дня толерантности:
- воспитание культуры толерантности в молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения.

Задачи:
- знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его места в системе гражданских ценностей, историей появления праздника, посвященному Международному Дню толерантности;
- укрепление ценностных установок, обучающихся на межнациональное, межконфессиональное согласие, культуру ненасилия и мира;
- выработка у обучающихся активного неприятия любых форм дискриминации;
- создание условий для применения обучающимися знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей в российском поликультурном, полиэтничном и поликонфессиональном обществе,
- овладение обучающимися позитивной практикой решения возможных противоречий, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие социальной восприимчивости, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Планируемые результаты:
- актуализация проблемы формирования толерантного сознания молодежи в образовательной среде;
- проведение Дня толерантности станет традиционными и ляжет в основу разработки комплекса мероприятий, объединенных идеей воспитания толерантности;
- уменьшение проявлений межличностной, этнической, религиозной, политической и т.п. нетерпимости в образовательном пространстве.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Для вас работают медиаторы:

Шибанова Татьяна Борисовна

+7 (921) 201-79-00

Туманова Юлия Николаевна

+7 (911) 623-43-40

Адрес для корреспонденции: Великий Новгород, Великая ул., дом 1

tashibanova@yandex.ru y.tumanova@klevercentr53.ru

Реквизиты центра:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЦЕНТР ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» (АНО «ЦЭППРК»)

ОГРН 1115300000496

ИНН 5310980013

КПП 531001001

Р/С 40703810401000001251 в ОАО УКБ «Новобанк» г.Великий Новгород

БИК 044959746

К/С 30101810900000000746

Юридический адрес: 173526, Новгородская обл., Новгородский р-н, Панковка рп, Промышленная ул., дом 13а.